Аналогия с блоком понятий

Всякий эксперимент на животных является, в сущности, упрощенноймоделью, на которой проверяется, существуют ли те или иные взаимосвязи междубиологическими объектами, причем несущественные детали не учитываются. Точнотак же поступает архитектор или инженер, создавая упрощенную модель,представляющую собой в уменьшенном масштабе ту сложную структуру, которую оннамеревается построить. И тот и другой знают по опыту, что проще всегопостичь общие законы, регулирующие поведение сложных машин и механизмов,если система свободна от несущественных элементов. В этой связи, как мнекажется, следует еще раз вернуться к указанным выше трем видам типичныхошибок, возникающих при формулировании и оценке биологических элементов.Воспользуемся для этого сравнительно простой механической аналогией Хотя этот блок и состоит Аналогия с блоком понятий из множества элементов, по своему составу онзначительно проще даже самого примитивного живого существа. Если смотреть на блок спереди (с чего и начались исследования), онпроизводит впечатление ровной и плоской поверхности. Затем с применениемгрубых инструментов выясняется, что внутри него проходит жирная пунктирнаявертикальная линия. После того как ее положение четко установлено,выясняется следующий факт: этот объект состоит из двух вертикальныхпрямоугольников. Дальнейшее совершенствование исследовательскогоинструментария позволило выявить, что в каждом из ранее открытых элементовсодержится по четыре узких вертикальных прямоугольника, очерченных линиями.Становится очевидно, что первое впечатление было ошибочным и чторассматриваемая поверхность состоит из восьми симметричных элементарныхчастей. Однако при последующем изучении был применен прибор, которыйрегистрировал Аналогия с блоком понятий лишь широкие наклонно-штриховые линии. Стало быть, первоевпечатление в целом было правильным, и поверхность блока действительносостоит из восьми частей, но они вовсе не равны между собой, во всякомслучае все они структурированы еще в одном направлении - более или менеегоризонтальном. Странные расхождения, не правда ли? Впоследствии, когда появилась техническая возможность перенестиисследования в глубь блока, та группа специалистов, которая применяладетекторы пунктирных линий, и та группа, в чьем распоряжении были детекторыточечных линий, сошлись во мнении, что рассматриваемая структура состоит извосьми идентичных вертикальных пластин. Однако специалисты, работающие сдетектором наклонно-штриховых линий, продолжали настаивать на том, что блоксостоит из восьми не равных между собой Аналогия с блоком понятий и почти горизонтально расположенныхпластин. Скрупулезная проверка этих точек зрения, проведенная в дальнейшем,позволила выявить, что понятие "элементы" в данном случае неприменимо,поскольку все названные линии прерывистые, и, таким образом, все, чторасположено вдоль их границ, не может быть классифицировано с достаточнойточностью. Не будем продолжать это обескураживающее повествование. Так или иначеиз него явствует, что в зависимости от выбранной точки зрения и инструментовисследования (или органов чувств) наше представление об объекте меняетсяразительным образом. Рассматривая один и тот же куб, например, можнопредставлять его себе состоящим из элементов различного вида; эти элементычастично накладываются друг на друга, но ни об одном из них нельзя сказать,что он Аналогия с блоком понятий более истинен, чем все остальные. Все элементы рассматриваемого блокаистинны. В ходе дальнейших углубленных исследований можно со всейочевидностью продемонстрировать, что с помощью все более совершенныхинструментов имеется возможность обнаружить в самых мелких из описанных намиэлементов еще меньшие субэлементы. И в то же время весь блок целиком,подобно кирпичу в стене здания, представляет собой просто-напросто один изэлементов еще более крупной системы. Обнаружить это удается лишь врезультате изучения окружающего пространства, проведенного на расстоянии ибез каких-либо увеличительных приборов. Мораль этой истории такова: может случиться так, что сразу несколько,казалось бы, несовместимых между собой теорий могут оказаться истинными. Рассматриваемый ранее блок не состоит Аналогия с блоком понятий из неравных наклонных пластин илиравных вертикальных пластин - он состоит из неравных наклонных и равныхвертикальных пластин. Следует подчеркнуть, что все элементы частично накладываются друг надруга, материал, образующий наклонные пластины, входит также в составвертикальных пластин, следовательно, ни об одной молекуле нельзя сказать,что она в большей степени принадлежит одной системе пластин, нежели другой. Таким образом, выясняется, что несущественность искажает порядок: еслимы, предпринимая попытки обнаружить закономерности расположения наклонныхпластин, станем обращать внимание на другие линии, мы отклонимся в сторону исобьемся с пути. Все столь очевидным образом противоречащие друг другу исходные теории вравной мере верны; четкость окончательной формулировки заключается в простомих объединении. Чем больше Аналогия с блоком понятий связей мы устанавливаем, тем лучше мы "понимаем".Что же касается значимости, то для меня самым значимым и важным являетсяфакт, благодаря которому все эти наблюдения стали возможными,- установлениеобъекта как такового. Подведем некоторые итоги: 1. Невозможно строго определить границы элементов, поскольку, каким быобразом мы ни пытались это сделать, границы образованных разными способамиэлементов всегда будут частично перекрываться. Кроме того, демаркационныелинии между двумя сопредельными элементами обычно бывают нечеткими инедостаточными. 2. Детали, несущественные с определенной точки зрения, имеют тенденциюискажать ту упорядоченность, которая могла бы проявиться в этом случае. 3. Сразу несколько на первый взгляд противоречивых теорий, описывающиходну и ту же структуру, могут оказаться верными в том случае Аналогия с блоком понятий, если приоценке строения этой структуры они исходят из различных критериев. 4. Тем не менее для понимания структуры совершенно необходимоопределить ее элементы, поскольку "понимание" как раз и заключается восознании той роли, которую играют элементы структуры как части целого. 5. Аналогичные проблемы характерны и для биологических систем, хотяпостичь эти проблемы гораздо труднее ввиду бесконечно большей сложности этихсистем. При определении биологических элементов необходимо принимать вовнимание не только их форму, различия в химическом составе, цвете, запахе,температуре, консистенции, электрическом заряде, времени возникновения иисчезновения, но, увы, и бесчисленное количество других факторов.


documentaotajef.html
documentaotaqon.html
documentaotaxyv.html
documentaotbfjd.html
documentaotbmtl.html
Документ Аналогия с блоком понятий